Джентльмены удачи (фильм, 1971)

http://s48.radikal.ru/i120/0908/85/8cd2059676a3t.jpg

«Джентльмены удачи» — советский художественный фильм 1971 года. Один из культовых советских фильмов, лидер проката в 1972 году — свыше 65 млн зрителей.

Сюжет
В Средней Азии трое преступников похищают золотой шлем Александра Македонского с места раскопок археологической экспедиции. Заявив в Москве в милицию, глава экспедиции профессор Мальцев (Эраст Гарин) случайно сталкивается в автобусе с человеком, как две капли воды похожим на главаря преступников — бандита по кличке «Доцент». Им оказывается милейший человек, заведующий детским садом Евгений Иванович Трошкин (Евгений Леонов). Сотрудники милиции уговаривают его воспользоваться сходством и внедриться в банду с целью найти похищенный шлем.

Трошкин долго не соглашается, но крайне настойчивые сотрудники милиции в конце концов переубеждают его. Он направляется в Среднюю Азию, в одну из колоний, где сидят «его подельники». Но вот беда — те, не являясь москвичами, при всём желании не могут назвать места, где побывал Доцент и где они в последний раз видели шлем. Надо ехать в Москву, «показывать пальцем». Сотрудники милиции готовят «побег» для троицы, далее Трошкин должен привезти их в Москву, чтобы там продолжить «работу» на месте. Вместе с троицей убегает ещё один заключённый («Все побежали - и я побежал!»), который скоро «влился» в новую компанию. Но побег идет не по плану: заключенные сворачивают не туда и теперь они в цистерне с жидким цементом едут в незапланированном направлении…

Итак, горе-зэки оказываются в незнакомом городе, без денег, документов и даже без верхней одежды. Находчивость Трошкина помогает им заработать (а сообщники уверены, что «украсть») немного денег, чтобы хватило на одежду и гостиницу. Наконец, связь с органами налажена, и все четверо добираются до Москвы, где сначала поселяются в старом доме, приготовленном к сносу, а потом уезжают на «дачу одного барыги» (на самом деле это дача профессора Мальцева). Возя своих двоих подручных и «одного лишнего» по Москве (с милицией на хвосте), Трошкин потихоньку обрисовывает круг общения настоящего Доцента.

Затем поступает срочное указание: операцию свернуть, так как Доцент сбежал из мест заключения, и очень скоро должен выйти на своих подельников. Трошкин решает раскрыться перед «подельниками», но опаздывает: те решаются на отчаяный ход — добровольно отдать себя в руки правосудию. Они оглушают его, связывают и бросают в доме. Сообразив в этот момент, где спрятан шлем, с которого всё началось, они отправляются к озеру, где их находит настоящий Доцент. Бандит заставляет одного из подчинённых нырнуть за ним — археологическая ценность вновь попадает в руки Доцента. Далее двойники встречаются на льду озера: Трошкин освободился и примчался на помощь своим новым друзьям. Кровопролития удаётся избежать, поскольку подельники оглушают веслом сначала Доцента, а потом и Трошкина, мудро рассудив, что «чем больше Доцентов они сдадут, тем меньше будет срок». Ну а здесь поспевает и наша милиция.

В ролях
Евгений Леонов — Евгений Иванович Трошкин / «Доцент», Сан Саныч Белый
Георгий Вицин — «Хмырь» Гаврила Петрович Шереметьев
Савелий Крамаров — «Косой» Федя Ермаков
Раднэр Муратов — Василий Алибабаевич Алибаба
Эраст Гарин — профессор-археолог Николай Георгиевич Мальцев
Николай Олялин — полковник Верченко
Наталья Фатеева — Людмила, дочь профессора Мальцева
Зоя Василькова — дворник
Олег Видов — ст. лейтенант Владимир Николаевич Славин
Анатолий Папанов — командировочный, шахматист в гостинице
Павел Шпрингфельд — гардеробщик
Любовь Соколова — заведующая детсадом
Наталья Воробьёва — воспитательница
Роман Филиппов — «авторитет» Никола Питерский
Светлана Старикова — девушка Таня на улице
Алексей Ванин — бывший вор, вставший на честный путь («Я же тебе говорил, что завязал»)
Игорёк Угольников — мальчик, читающий стихотворение про злого и страшного волка
Александр Лебедев — милиционер
Вася — верблюд

Съёмочная группа
Авторы сценария:
Данелия, Георгий Николаевич
Токарева, Виктория Самойловна
Режиссёр-постановщик: Александр Серый
Главный оператор: Георгий Куприянов
Композитор: Геннадий Гладков
Художник: Борис Немечек
Монтаж: М. Ренкова
Саундтрек: оркестр Вадима Людвиковского
Певица: Лариса Мондрус (за кадром)

История создания
Режиссёр Александр Серый человек непростой судьбы. Ему самому довелось отсидеть в местах заключения, и блатной жаргон он знал не понаслышке. Георгий Данелия решил помочь режиссёру, недавно вернувшемуся из-за решётки, начать успешную творческую биографию. Он совместно с Викторией Токаревой написал сценарий и получил добро на съёмки в Госкино СССР. Также он принял активное участие в подборе актёров и съёмках фильма. Свою роль в создании фильма Данелия охарактеризовал как «художественный руководитель», хотя режиссёром оставался Александр Серый.
Милиция отнеслась к сценарию будущего фильма в целом благосклонно, но попросила избавиться от настоящего бандитского жаргона. Впрочем, придуманные сценаристами «блатные» выражения наподобие «Редиска!» и «Рога поотшибаю» стали крылатыми.
Сняться в картине предложили известнейшим актёрам Юрию Никулину, Ролану Быкову, Владимиру Этушу, Андрею Миронову, но все они по разным причинам в итоге не приняли участие в создании фильма.
Картину ждали большой успех в прокате и долгая история. Множество реплик героев стали крылатыми фразами в русском языке, объектом шуток и пародий КВН.

Интересные факты
В Викицитатнике есть страница по теме
Джентльмены удачи (фильм, СССР) Мальчика Игорька из детского сада сыграл будущий известный артист Игорь Угольников.
Фраза «Археологи из Томска» считается среди томичей самым известным (возможно, и первым) упоминанием о городе Томске в кинематографе. В ироничном смысле употребляется по отношению к томским археологам, работающим в других регионах.
Доцент спрятал шлем в проруби в Малаховке. Речка, на которой находится Малаховский пруд, называется Македонка.
Ругательство «редиска» В. Токарева позаимствовала у В. И. Ленина — тот писал про Троцкого, что он редиска, красная снаружи и белая изнутри.

Ляпы в фильме
Доцент занимает лучшее место в тюремной камере (у окна). Далее выясняется, что лучшее место принадлежит Василию Алибабаевичу, не похожему на тюремного авторитета.
Когда их заливают в бочке, машина одна, но когда машину показывают в пути, то она уже другая.
Отпечаток ботинка уже присутствует на штанах «Доцента» до того, как его пинает Никола Питерский.
Гардеробщик назначает встречу Трошкину у Большого театра в 17 часов. Но неудавшаяся встреча проходит в канун Нового года, а в это время в 5 часов вечера на широте Москвы уже темно.
Герои фильма садятся в такси. На машине присутствуют щётки стеклоочистителей (дворники). Когда герои выходят из машины, щёток уже нет.

Полковник называет Трошкину адрес, где они будут жить: «Конный переулок, дом № 8». Это в районе метро «Шаболовка» — метро «Октябрьская». Но когда показывают вид из окна «этого дома» видно район Чистые пруды и театр «Современник» (совершенно разные районы Москвы).
В самом конце фильма милиционеры подъезжают на двух «Волгах»: чёрного и вишнёвого цвета, а отъезжают на двух вишнёвых.
В сцене, где Трошкин пришёл одолжить денег в детский сад, на его руке видна татуировка: горящая электролампочка. Чуть позже, когда он таскает батареи, та же лампочка переворачивается на 180 градусов.
В сцене зарядки на морозе у всех «сбежавших» наколки чёткие. Но едва они начинают растираться снегом — те смазываются, фактически превращаются в кляксы.
В конце фильма, когда приезжает милиция, на Василии Алибабаевиче его шапка, следующий кадр - шлем.

Продолжительность: 01.23.10
Язык (Перевод): Russian
Качество: DivX 3.11 Low Motion
Видео: 528x416 1087
Аудио: AC3 44100hz, 16bps, 2ch

Размер: 334.49 mb

http://s58.radikal.ru/i159/0906/61/dd32bcf5890d.gif

Скрытый текст:

Для просмотра скрытого текста - войдите или зарегистрируйтесь.

http://s45.radikal.ru/i109/0907/69/c08a32601519.gif