Иван Васильевич меняет профессию

http://i025.radikal.ru/0908/b1/4ceb19ea4437t.jpg

«Иван Васильевич меняет профессию» — советская кинокомедия. Производство киностудии «Мосфильм», 1973. Экранизация пьесы М. А. Булгакова «Иван Васильевич».

Лидер проката 1973 года — свыше 60 млн зрителей.

Сюжет
Изобретатель Александр Сергеевич Тимофеев (Шурик) создаёт машину времени. Эксперименты по её запуску кончались перегоранием пробок, произошёл небольшой взрыв, и Шурик потерял сознание. Жена Шурика — киноактриса Зина приходит со съёмок в задымлённую квартиру и говорит Шурику, что уходит от него. Её новый возлюбленный — кинорежиссёр Якин, с которым она уезжает в Гагры.

В это время квартирный вор-рецидивист Жорж Милославский по телефону узнаёт, что стоматолог Антон Семёнович Шпак на работе. Пользуясь этим, вор проникает в квартиру Шпака и приступает к делу. За стенкой — квартира Шурика. Узнав о разводе, к нему пришёл Иван Васильевич Бунша. В его присутствии Шурик испытывает машину на небольшой мощности, и стена между квартирами Шурика и Шпака исчезает. Удивлённый Милославский входит в квартиру Шурика. Шурик включает большую мощность, и через стену открываются царские палаты. На троне сидит Иван Грозный, рядом дьяк Феофан. Увидев пришельцев и приняв их за демонов, Феофан убегает за дружиной, а Иван Грозный убегает в квартиру Шурика. В палатах начинается переполох, и в ходе «перестрелки» бердыш втыкается в машину времени, и она ломается, оставляя Ивана Грозного в современном мире, а Буншу и Милославского во времени Ивана Грозного.

Спасаясь от дружины, Милославский замечает внешнее сходство Бунши и Ивана Грозного и находит одежду. Бунша переодевается в Ивана Грозного, а Милославский — в князя. Вскоре дружина взламывает ворота, но видит, что царь на месте. Милославский говорит о «самоликвидации» демонов и, чтобы войско не разоблачило пришельцев из ХХ века, указом отправляет их на войну. Иван Васильевич подписал указ: «И.о. царя И. В. Бунша».

В ХХ веке Шурик объясняет царю, что случилось, просит подождать его, пока он сбегает в магазин за транзисторами. Шурик уходит, и вскоре возвращается Зина. Якин обманул её и уже завёл новую пассию. Иван Грозный прячется за занавеску. Вскоре появляется Якин, и между ним и Зиной идёт разговор о теперь уже разных творческих планах. Упоминается пьеса «Борис Годунов», и на фразе Якина «роль царя Бориса» Грозный понимает, что Борис Годунов сам захотел стать царём, и выходит из-за занавески. Якин принял его за киноактёра, но царь набросился на режиссёра за прелюбодейство. На крики о помощи прибегает Шпак и делает вывод, что здесь идёт репетиция, и актёр очень похож на Буншу. В конце концов по просьбе Зины царь смиловался над Якиным и благословил его и Зину на поездку в Гагры, дав свою шубу. Зина дала царю современную одежду. Якин и Зина уезжают. В это время Шурик покупает у спекулянта транзисторы.

Во времени Ивана Грозного идёт приём иностранного посла, потом трапеза, на которой Бунша «знакомится» со своей женой. Узнав, что «банкет» оплачивает «кто угодно, во всяком случае не мы», Иван Васильевич выпивает. На недовольство песен царских музыкантов, Милославский отвечает песней, и звучит приказ «Царя»: «Танцуют все!» Трапеза превращается в праздник.

В ХХ веке Иван Грозный вышел на балкон, и его увидела соседка, Ульяна Андреевна, приняв царя за выпившего мужа. В ходе «семейных разборок» царь нападает на Ульяну Андреевну, но подоспевший Шпак останавливает его. Жена Бунша вызывает психиатрическую помощь. Шпак, приняв царя за Буншу, говорит о краже и непринятие списка украденного расценивает как «пьяные выходки». Царь пытается напасть с ножом на Шпака, его останавливает подоспевший Шурик, который объясняет готовящемуся звонить в милицию Антону Семёновичу, что это не Бунша, а царь. Шпак позвонил в милицию. Шурик установил транзисторы и запускает машину. Прибывшие скорая помощь и милиция стучат в дверь квартиры Шурика, на стук выходит царь, милиция его задерживает. Выясняет его причастность к ограблению Шпака, а царь говорит им, что родился в 1533 году и т. д. Вскоре подоспела Ульяна Андреевна с врачами, которые всё приняли за белую горячку.

В царском времени тоже неспокойно. «Войско взбунтовалось. Говорят, царь не настоящий!» Войско возвращается обратно, готовое схватить самозванцев. В ходе погони, наконец, срабатывает машина, и Бунша с Милославским оказываются в ХХ веке. Иван Васильевич уходит, и его тоже задерживает милиция. Милославский берёт белый халат Шурика и выходит под видом врача. Задержанный Бунша представляется милиции, но ему не верят, так как за Буншу приняли Ивана Грозного. Бунша признаётся, что добровольно готов был прийти с повинной, так как исполнял обязанности царя. Услышавший это, Иван Грозный нападает на Буншу. И царя, и Буншу врачи связывают в смирительные рубашки и одного за другим подводят к Ульяне Андреевне. Она при виде их впадает в ступор и заявляет, что «и тебя вылечат, и тебя тоже, и меня». Врачи и переодетый Милославский уводят «пациентов» на улицу, и в этот момент милиционеры понимают, что почти в их руках важная добыча — сам вор Милославский. С балкона сообщают об этом врачам, начинается погоня за Милославским, из которой выбегает Иван Грозный и бежит в квартиру к Шурику, который снова запускает машину. Открываются палаты, и Иван Грозный уходит в свои времена ...

Шурик встал с пола, очнулся, и не понимает всего, что произошло. Постепенно сознание к нему приходит, и он понимает, что его бросила жена. Вскоре Зина приходит с работы, Шурик спрашивает её о связи с Якиным. Удивлённая Зина говорит, что Шурик совсем сойдёт с ума со своей машиной, и никакого режиссёра Якина у них нет. Шурик понимает, что ему всё привиделось. И даже видимая шапка Мономаха Ивана Грозного — это его кошка.

В ролях
Эдуард Бредун — спекулянт
Елена Вольская
Виктор Грачёв — стрелец («Живьём брать самозванцев!»)

Юрий Яковлев в роли царя Ивана Грозного
Савелий Крамаров в роли дьяка Феофана
Наталья Гурзо — медсестра Шпака
Александр Демьяненко — Александр Сергеевич Тимофеев (Шурик)
Лариса Ерёмина — девушка на пиру
Иван Жеваго — врач
Алексей Калабулин — стрелец с дёргавшимся ухом
Савелий Крамаров — дьяк Феофан
Наталья Крачковская — Ульяна Андреевна Бунша
Леонид Куравлёв — Жорж Милославский
Наталья Кустинская — любовница Якина
Нина Маслова — Марфа Васильевна
Анатолий Подшивалов — лейтенант милиции
Михаил Пуговкин — режиссёр Якин
Андрей Рабинович — стрелец
Наталья Селезнёва — Зина
Виктор Уральский — старшина
Сергей Филиппов — шведский посол
Юрий Чернов — музыкант, играющий на балалайке
Виктор Шульгин — «Войско взбунтовалось! Говорят, царь — ненастоящий!»
Владимир Этуш — Антон Семёнович Шпак
Юрий Яковлев — Иоанн Васильевич Грозный и Иван Васильевич Бунша

Кинопробы
Стиль этого раздела статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка.
Этот раздел статьи следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. 

Иваном Васильевичем могли бы стать: Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Лебедев.
Милославским могли бы стать: Андрей Миронов, Георгий Юматов, Сергей Никоненко, Георгий Бурков.

Съёмочная группа
Режиссёр: Гайдай, Леонид Иович
Композитор: Зацепин, Александр Сергеевич
Текст песен: Дербенёв, Леонид Петрович
Художник: Куманьков, Евгений Иванович
Операторы:
Полуянов, Сергей Сергеевич
Виталий Абрамов
Песню «С любовью встретиться» исполнила Нина Бродская

Киноляпы
Не стоит забывать, что большая часть фильма — это всего лишь сон Шурика, и этим могут быть оправданы многие ошибки.
В сцене ограбления квартиры Шпака Миловславский сначала держит облигации Госзайма, а в следующем кадре показывает зрителям уже пачки денежных банкнот, что является частью комедии.
В сцене допроса милиционерами Иван Васильевич на вопрос о годе рождения отвечает: «Тысяча пятьсот тридцать третий от Рождества Христова», хотя Иван Грозный родился 25 августа 1530 года, а в 1533-м умер его отец, Василий III, и фактически Иван Васильевич трёхлетним ребёнком встаёт на престол. Кроме того, летоисчисление «от Рождества Христова» было введено Петром I только в 1700 году. До этого на Руси вели летоисчисление «от сотворения мира». Таким образом, ответ Ивана Васильевича должен был звучать как «Лето семь тысяч тридцать восьмое от сотворения мира».
Скипетр и держава, которые держит в руках Бунша (и которые изображены на иконе), как символ царской власти появились на сто лет позднее происходящих событий, в XVII веке.
Милиция приезжает расследовать квартирную кражу на автомобиле ГАИ.
Одна из машин Скорой Помощи начинает свой путь от центрального входа телецентра Останкино.
В лифте («Замуровали, демоны!») царь крестится тремя перстами. До 1653 года православные крестились двумя перстами.
На допросе Иван Василиевич говорит, что брал Ревель, однако это исторически неверно: около двух месяцев Ревель был под осадой армии Ивана Грозного, но так и не был взят.
Когда войско отправляется на войну, мы видим безбородых и безусых солдат, хотя в те времена растительность на лице сбривать простолюдину запрещалось.
В начале фильма видно, что аквариум в квартире инженера Тимофеева не работает, в нем мутная вода и нет рыбок. В середине фильма мы видим тот же аквариум с чистой водой и плавающими рыбками, хотя и Шурику, и его жене было не до этого.
Квартира Шурика находилась на Новокузнецкой улице, однако Иван Грозный, выйдя на балкон его квартиры, сказал «Лепотааа!», обозревая Новый Арбат (тогда ещё Калининский проспект) и здание СЭВа с высотки дома № 26 (раньше там был магазин «Мелодия»).
«Икра заморская, баклажанная» была завезена в Россию в 17 веке из Ирана, т.е позже описываемых событий. Интересно, что на царском столе лежала не баклажанная икра, а кабачковая икра.
Когда Бунша на троне тихо расспрашивает Феофана, за кадром шведский посол заново проговаривает свой текст.
Простолюдин Федя сидит в присутствии царя в шапке и запросто распоряжается в тронной палате и трапезной, в то время как бояре молча сидят по лавкам.
Когда мы видим магнитофон Шпака в его квартире, в нём стояли две белые катушки. Когда Иван Грозный случайно, сев на кровать, его включил, одна из катушек была красная.
В сцене опознания Ивана Грозного женою Бунши, милиционер оставляет царя сидеть одного за столом, на котором лежит его кинжал. В повторном кадре кинжала на столе нет.

Озвучивание
Фильм был переозвучен Гайдаем из-за нападок цензуры в нескольких эпизодах:
Во время царского банкета Бунша спрашивает Милославского: «Кто оплачивать будет?» Тот отвечает (цензура): «Ну, во всяком случае не мы», в оригинале по замыслу Гайдая, «Народ, народ, батюшка».
Сцена допроса Ивана Грозного в милиции: «Место жительства», царь отвечает: «В палатах». По замыслу Гайдая: «Москва — Кремль».
Зина (жена Шурика), заботясь об Иоанне Грозном в квартире, произносит: «Мало ли что могут подумать!», но по губам читается: «Вас здесь могут увидеть!».
Бунша, переодетый в царя, произносит, обращаясь к шведскому послу: «Гитлер капут», но по губам читается: «Мир, дружба».
На песню «С любовью встретиться» пробовалась София Ротару, но её исполнение из-за довольно низкого голоса не подошло для комедийного жанра фильма. В результате её спела Нина Бродская.
Валерий Золотухин поёт песню «Разговор со счастьем» («Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь…»).
Борис Кузнецов и Лев Полосин поют песню «Кап-кап-кап» («Маруся»).
Наталья Кустинская озвучила Жоржа Милославского в сцене разговора по телефону со Шпаком якобы женским голосом.
В один из моментов фильма зрителю может показаться, что был допущен брак озвучивания. Когда Бунша спрашивает Милославского, как он попал в квартиру Шпака, тот отвечает: «Да ну вас к чёрту, что за пошлые вопросы!», при этом рот у Милославского закрыт. На самом деле, эту фразу говорит не Милославский, а Шурик, находящейся в тот момент за кадром (голоса Куравлёва и Демьяненко, действительно, похожи).

Расхождения с пьесой
Оригинальная пьеса Булгакова написана в 1935 году и отображает быт 30-х, в то время как фильм был снят в 1973 году. В результате, в сценарий были внесены некоторые изменения, отображающие современные на тот момент реалии. К примеру, патефон, упоминавшийся в пьесе, был изменён на магнитофон, коверкотовое пальто — на замшевую куртку, а в самой машине времени используются транзисторы. Кроме того, в пьесе Тимофеев решает отправиться в эпоху Ивана Грозного, услышав по радио трансляцию оперы «Псковитянка», в то время как в фильме по телевизору он уже смотрит фильм «Иван Грозный». В сцене встречи Якина с Иваном Грозным упоминаются фамилии популярных в 70-е годы киноартистов. В пьесе упоминается, что Бунша был сыном князя, но сам Бунша опровергает это, ссылаясь на то, что, на самом деле, его биологический отец — кучер Пантелей; в фильме этот эпизод опущен, как явный анахронизм. В то же время Зина в фильме, как и в пьесе, жалуется, что у нее «в кафе увели перчатки», хотя в 70-е годы женщины летом перчаток не носили (по крайней мере, в СССР).

Другие изменения не касались напрямую разницы во времени. Было изменено имя Тимофеева: в пьесе он Николай, а в фильме — Александр. Сделано это было для того, чтобы объединить все три фильма Гайдая («Операцию „Ы“ и другие приключения Шурика», «Кавказскую пленницу» и «Иван Васильевич меняет профессию») одним героем: бывшим студентом, а ныне инженером Шуриком. При этом жена Тимофеева, как и в пьесе, носит имя Зина, что порождает некоторую коллизию — роль Зины исполняет Наталья Селезнева, которая в «Операции „Ы“…» играет роль студентки — подруги Шурика. Субъективно в «Иване Васильевиче…» она воспринимается зрителем как та же девушка, ставшая женой Шурика. Однако в «Операции „Ы“…» героиню Селезневой звали Лида.

Была изменена причина поломки машины времени и процедура её ремонта. В пьесе Милославский и Бунша отправляются в прошлое, захватив с собой ключ от машины, и Тимофеев отправляется к слесарю, чтобы сделать новый ключ, в тот время как в фильме причиной поломки является попадание в машину времени бердыша и перегоревшие транзисторы. Наконец, в финале пьесы выясняется, что квартиру Шпака действительно обокрали, а в фильме это остаётся частью сна.

В пьесе после шведского посла царь (Бунша) принял патриарха, у которого Милославский украл панагию и который впоследствии и подбил войско на мятеж, сообщив, что царь ненастоящий. В фильме этого эпизода нет — «царь» не принял патриарха, так как Милославский объявил обеденный перерыв. (У Булгакова патриарх является анахронизмом, поскольку патриаршество в России было введено только в 1589 году, через пять лет после смерти Ивана Грозного, а при Иване церковь возглавляли московские митрополиты).

В пьесе Кемскую волость решает отдать шведам Милославский, а не Бунша, как в фильме. Бунша в диалог не вмешивается, и в результате волость отдают шведам. В фильме именно Милославский выступает против передачи волости шведам.

В пьесе Николай предлагает Ивану Грозному вместо анисовой водки выпить "Горный Дубняк", 40-градусный напиток, относящийся к классу горьких настоек, видимо достаточно распостраненный в 30-х годах, в фильме же Шурик угощает Царя Столичной водкой.

Но, не считая этих и некоторых других незначительных расхождений, фильм выдержан строго по пьесе. В том числе и многие выражения, ставшие крылатыми, были придуманы Булгаковым и впервые появились именно в пьесе, а не в фильме.

Интересные факты
Американскому зрителю комедия известна под названием «Иван Васильевич: Назад в будущее» («Ivan Vasilievich: Back to the Future» и «Ivan the Terrible: Back to the Future»).
При съемках сцены царского пира Гайдай настоял, чтобы вся еда была настоящая, а не бутафорская, но в бюджете картины не были заложены расходы на это. Тогда Гайдай за свой счет «достал» дефицитный по тем временам осётр и прочие деликатесы. Царский стол обошелся ему в 200 рублей.
Когда царский пир был снят и плёнка проявлена, кто-то обнаружил, что на столе стоит кем-то оставленная бутылка «Боржоми». Царский пир пришлось полностью переснимать заново.
Царь Иоанн Васильевич Грозный в современной Москве в фильме слушает на магнитофоне (кроме «Эх, раз, ещё раз…» в исполнении Высоцкого) песню про зайцев «А нам всё равно…» в исполнениии Юрия Никулина из снятого ранее фильма Гайдая Бриллиантовая рука.
На вопрос Бунши «Простите, Ваше имя, отчество?» царица отвечает: «Марфа Васильевна я…» Это может быть только Марфа Васильевна Собакина, пробывшая женой Ивана IV Грозного всего 15 дней. Таким образом Жорж Милославский и Иван Васильевич Бунша находились в древней Москве в один из дней между 28 октября и 12 ноября 1571 года. 13 ноября Марфа Собакина умерла. Однако действие фильма происходит в летнюю пору. Кроме того, известно, что практически сразу после заключения брака Марфа тяжело заболела и едва ли участвовала в пирах, будучи царицей.
Крымский хан действительно шалил на Изюмском шляхе в 1571 году. Да так шалил, что сжёг Москву в мае 1571 года. В следующем году крымский хан был разбит в Битве при Молодях.
Шведский посол говорит не на шведском, а на немецком языке (что соответствует тексту пьесы Булгакова).
Сцены погони за «пришельцами из будущего» снимались в Ростове Великом Ярославской области — белокаменный кремль — ростовский, а не московский.
Квартира Шурика находилась в доме 17/19 по Новокузнецкой улице. Эпизод покупки транзисторов, необходимых для ремонта машины времени, снимали в магазине «Радиотехника», который находился в этом доме.
На кухне у Шурика Иван Грозный спрашивает: «Водку клюшница делала?». В Кремле, в Сытном дворце находилась ключня, или Клюшная палата. В Клюшной палате сидели Степенные клюшники. В клюшной палате «сидели приказную водку», то есть настойки, изготовляемые по заказу царя.
Интересный факт с якобы продакт-плейсмент сигарет Marlboro во время того, как Милославский исполняет песню «Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь» был замечен многими, но настоящей «скрытой рекламой» это не было — компания «Филип Моррис» не заплатила за этот явный показ пачки сигарет ни копейки. Как и Гострудосберкассы СССР, которые «рекламирует» Милославский в сцене ограбления квартиры Шпака.
По «сети» ходили и продолжают ходить слухи, что Гайдай снялся в роли осветителя на съемочной площадке. Однако, тем, кто знаком с настоящей внешностью Гайдая, несложно понять, что между этими двумя людьми вряд ли есть что-то общее.
Когда стрельцы ловят Жоржа Милославского и Буншу, убегающих по Кремлю, они вооружены бердышами. Однако, на крыше, когда Милославский крикнул «Стойте!» и подпрыгнул, видно, что те же стрельцы стоят с пустыми руками, так как актерам нужно было прыгать с высоты.

Примечания
^ Сцену звонка Жоржа «женским голосом» к Шпаку озвучивает Наталья Кустинская; песню «Разговор со счастьем» поёт Валерий Золотухин.
^ Иван Забелин «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». Издательство Транзиткнига. Москва. 2005.

Продолжительность: 01.27.53
Язык (Перевод): Russian
Качество: DivX 3.11 Low Motion
Видео: 528x416 1087
Аудио: AC3 44100hz, 16bps, 2ch

Размер: 357.40 mb

http://s58.radikal.ru/i159/0906/61/dd32bcf5890d.gif

Скрытый текст:

Для просмотра скрытого текста - войдите или зарегистрируйтесь.

http://s45.radikal.ru/i109/0907/69/c08a32601519.gif